При передаче в 1998 году уголовно-исполнительной системы из ведения Министерства внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации на ее сотрудников были распространены социальные гарантии и льготы, предусмотренные для сотрудников органов внутренних дел.
Указанное решение было обусловлено тем, что в части социальных гарантий и льгот на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространялось действие Закона Российской Федерации от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции».
В связи с вступлением в силу с 01.03.11 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции» упомянутый Закон Российской Федерации утратил силу, что явилось основанием для прекращения действия социальных гарантий и льгот, предоставлявшихся сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
В результате, сотрудники ФСИН России, проходящие государственную правоохранительную службу, и члены их семей вопреки положениям части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации оказались лишенными гарантий социальной защиты.
Учитывая указанные обстоятельства, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился в Правительство Российской Федерации с предложением поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о подготовке проекта федерального закона о социальной защите сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний с внесением его в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Правительства Российской Федерации.
По сообщению Министерства юстиции Российской Федерации оно приступило к разработке проектов федеральных законов «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и «О социальных гарантиях сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».